В 2021 году вступила в силу новая форма итогового сочинения, которая будет использоваться в России до 2023 года. Это вызвало много вопросов у учеников и их родителей, а также у преподавателей. Какие изменения были внесены в критерии и требования к написанию сочинения и на что нужно обратить внимание, чтобы получить высокую оценку? Об этом расскажем в данной статье.
Итоговое сочинение – это важный этап в жизни любого выпускника, потому что результаты его написания могут повлиять на поступление в вузы или колледжи. В связи с этим, важно знать, как правильно готовиться к написанию сочинения, отслеживая изменения в требованиях и критериях оценки.
Выпускникам нужно быть готовыми к тому, что в новой форме сочинения уделяется большое внимание не только правильности написания текста, но и его содержанию. Оценка сочинения будет проходить по нескольким критериям, и каждый из них будет иметь свой вес, который будет учитываться при подсчете итоговой оценки. Поэтому, чтобы написать хорошее сочинение, нужно уметь работать со всеми требованиями и критериями.
Как будет оцениваться итоговое сочинение
Критерии оценки
Итоговое сочинение будет оцениваться по нескольким критериям:
- Соответствие теме и заданию;
- Стилевое оформление текста;
- Наличие и правильное использование лексики и грамматики;
- Качество аргументации и логичность изложения мыслей;
- Оригинальность мышления и творческий подход.
Каждый из этих критериев имеет свой вес и влияет на итоговую оценку.
Требования к тексту сочинения
Кроме критериев, есть и конкретные требования, которым должен соответствовать текст итогового сочинения:
- Объем текста должен быть не менее 250 слов;
- Должны быть использованы различные типы предложений;
- Нельзя использовать пошлые выражения и нецензурную лексику;
- Ошибки в грамматике и орфографии снижают итоговую оценку.
Важно также помнить, что итоговое сочинение – это работа, которую следует выполнять внимательно и ответственно, чтобы получить хороший результат.
Основные изменения в критериях
Больший упор на анализ и интерпретацию информации
В новых критериях для оценки итогового сочинения выделяется большой упор на анализ и интерпретацию информации. Старые критерии включали в себя такие понятия, как «теоретическая обоснованность» и «логическая связность», но новые критерии расширяют этот аспект и подчеркивают необходимость критической оценки информации и ее использования в размышлениях и аргументации.
Упрощение языка и стиля
Другим важным изменением, которое выделяется в новых критериях, является упрощение языка и стиля написания. Вместо того, чтобы оценивать сложность и красоту языка, новые критерии подчеркивают необходимость ясности и понятности выражения мыслей. Это отражает более прагматический подход к написанию, который делает упор на понимание и доступность.
Увеличение количества доказательств
Наконец, новые критерии также выделяют необходимость увеличения количества доказательств, подтверждающих аргументацию в сочинении. В старых критериях не всегда требовалось такое количество доказательств, и оценивалась больше форма и качество аргументации. В новых критериях же выделяется необходимость использования нескольких источников информации и подтверждения своих утверждений различными аргументами и фактами.
Требования к выполнению задания
Соблюдение темы и жанра
Важным критерием оценки итогового сочинения является соблюдение темы и жанра. Необходимо тщательно прочитать задание, выделить основную идею и не отклоняться от неё. Жанр также должен быть соблюден: сочинение должно быть написано в том жанре, который указан в задании.
Правильное построение текста
Важным критерием является правильное построение текста сочинения. Необходимо ясно и последовательно излагать свои мысли с помощью вступления, основной части и заключения. Абзацы должны быть логически связаны между собой.
Грамматическая корректность
Ошибки в грамматике могут негативно сказаться на оценке сочинения. Необходимо проявлять внимательность к правильному использованию правописания, форм глаголов, падежей и т.д. Рекомендуется использовать словарь или проверять текст на наличие ошибок.
Стиль и язык
Сочинение должно быть написано в литературном языке, использование жаргонизмов или грубых слов может привести к снижению оценки. Также необходимо проявлять индивидуальность в стиле написания сочинения, совершенствовать свои литературные навыки.
Аргументация и убедительность
Важным критерием является умение аргументировать свои мысли и сделать их убедительными. Необходимо дать аргументы, опровергнуть возможные противоположные точки зрения и поддержать свою мысль примерами из жизни или литературы.
Объём и структура сочинения
Важный критерий, определяющий оценку, составляет объем и структура сочинения. Задание может включать в себя ориентировочный объем сочинения, который необходимо соблюсти. Оптимальный же объем написанного текста зависит от темы и жанра. Сообщать информацию следует последовательно, соблюдая определенную структуру.
Важность логической структуры текста
Что такое логическая структура текста?
Логическая структура текста — это порядок и связь мыслей, которые автор выражает в своем тексте. Она позволяет читателю лучше понимать и усваивать информацию, содержащуюся в тексте. Логическая структура текста является важным элементом коммуникации и помогает автору поддерживать внимание читателя на протяжении всего текста.
Почему важно следить за логической структурой текста?
Следить за логической структурой текста важно не только для автора, но и для читателя. Захватывающий и логичный текст вызывает уважение и доверие у читателя. Он может быть легко прочитан и понят, что позволяет автору успешно донести свои мысли и идеи до аудитории.
С другой стороны, непонятный и хаотичный текст отталкивает читателя и затрудняет его понимание информации. Наличие логической структуры в тексте помогает установить связь между различными идеями, что улучшает понимание текста и делает его более убедительным.
Как следить за логической структурой текста?
Следить за логической структурой текста можно, используя различные методы. Перед написанием текста автор должен определить свои ключевые идеи и организовать их в логическую последовательность.
- Определить тему и цель текста
- Определить ключевые идеи, которые необходимо передать в тексте
- Организовать их в логическую последовательность, используя разделы, абзацы, заголовки и связующие фразы
- Проверить текст на наличие логических ошибок и необходимость пересмотра структуры
Для продвинутых авторов может быть полезным использование диаграмм и таблиц, которые помогут визуализировать связи между идеями. Использование логической структуры в тексте сделает его более понятным и увлекательным для читателя, что является ключевым фактором в создании качественного текста.
Оценка по критерию языкового исполнения
Четкость и ясность выражения мыслей
Оценка данного критерия определяется на основе того, насколько четко и ясно автор выражает свои мысли в тексте. Структурированные абзацы с четкими переходами, а также использование союзов и связок дают возможность понять, какие именно мысли автор хочет донести до читателя. Однако, использование сложных конструкций и неадекватное использование слов могут затруднять понимание текста и негативно сказываться на оценке.
Грамматическая и орфографическая правильность
Оценка по данному критерию основывается на правильности использования грамматических конструкций, правильности форм слов, а также на отсутствии орфографических ошибок. Нарушения правил русского языка снижают оценку, наряду с сильными орфографическими ошибками (запятые, расстановка ударений и т.д.). Важно отметить, что некоторые орфографические ошибки, такие как опечатки, не влияют на оценку, но при их большом количестве могут затруднить чтение и понимание текста.
Стилевая адекватность
Оценка по данному критерию основывается на том, насколько автор адекватно использует языковые средства и стиль сочинения в соответствии с заданным типом текста. Таким образом, многочисленные кальки и заимствования из речи-песен, неконтролируемое использование сленга или жаргона, а также необходимые для бизнес-текстов выражения в научно-популярной статье могут привести к снижению оценки. Автор должен уметь находить соответствующие языковые средства в зависимости от типа текста, заданной темы и аудитории, к которой направлено его сочинение.